Занимательная этимология

Главная Форумы Основной раздел Обсуждение всего Занимательная этимология

В этой теме 47 ответов, 2 участника, последнее обновление  Владимир Коток 2 дн., 19 час. назад.

Просмотр 10 сообщений - с 21 по 30 (из 48 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #604

    Владимир Коток
    Хранитель

    Слово “жертва” происходит от слова “жратва”, “жрать” (“жерты” – это “жрать” по укр.) и изначально означало именно “жратву”. То есть, то, что приносилось в жертву, сжиралось. Кем? Жрецами. Оттуда же и слово “жир”, которое раньше звучало, как “жер” (как вариант – “жор”). Животных, которых приносили в жертву, отбирали самых лучших, то есть они должны были быть дородными “жирными”, то есть “жерными” – годящимися для жертвы-жратвы. Помимо животных, в жертву приносили также и людей, отбирали самых лучших – молодых и красивых.

    Кстати, известно, что критерием красоты раньше была именно полнота, а не худоба, как сейчас. То есть, человеческую жертву отбирали по двум критериям – молодость и упитанность. Вполне себе в духе отбора свиньи на праздничное застолье. И жрецы сжирали ее потом точно также, как и мы частенько зжираем пресловутую зажаренную свинку на торжественном застолье.

    Слово “жар”, по всей видимости, имеет происхождение от слова “жир (жер-жор)”. Прослеживается смысловая связка между словами “жар”“жарить”, “жаркое” – готовить “жратву”.

    Слово “жатва”, тоже имеет отношение к слову “жратва”. Также, видна связка “жать”“жрать”, “жито”“жрито (жратва)”. Из предположительного – “живот”“жривот” (куда “жрут”), “жизнь”“жризнь” (поглощение “жратвы”, собственно и есть “жизнь”).

    #605

    Владимир Коток
    Хранитель

    Кстати, любопытно, слово “рожь” – (“жито” по укр.) – это “жор” наоборот. А слово “жор” (“жер”, “жир”), как выяснилось, имеет одним из своих значений – “жизнь”.

    Отсюда:

    • “рождать”“жор дать”, жизнь дать;
    • “рождение”“жор дение (деяние)”, жизни сотворение;
    • “рождество”“жор дество (действие)”,  жизни сотворение;

    А так же:

    Связка “рождать – рожать – родить – род (“рожд”)”, показывает, что слово “род” (“жрод-жорд-жерд”) в своем значении имеет – “жизнь”. Следуя дальнейшему анализу, слово “жерд” (жизнь) – это всем известное слово “жердь”. То есть, “жердяй-жирдяй-жирный” – имеет в основе значение “жизнь-живой-жизненный”. Кроме того, слово “жердь” сохранилось в русском языке в значении некоего шеста или бревна, что может указывать на фаллические корни этого слова. В связке со значением “жизнь”, фаллические корни более чем вероятны, ибо тоже являются своеобразным символом жизни.

    #740

    Владимир Коток
    Хранитель

    Слово Зевс имеет еще и другое звучание – Зевес. отсюда можно предположить связь: Зевес – севес – севеста – севаста (свастика). Изначальное значение слова “зевес-севес” может быть “сеятель”. То есть, буквально, альфа-самец, или иначе говоря “отец-батюшка (ев-бат)”, глава семейства. Учитывая, что в мифологии Зевс, это бог-отец, отец всех богов, то все сходится.

    Аналог с Зевсом-Севесом в русском своде богов может выступать бог Перун. Он тоже бог-отец всех остальных русских богов.

    Слово Перун – происходит от слова “переть” и буквально означает “тот, кто прет”, или “тот, кто впереди”, “первый”. Одновременно с этим, сохранилось иное значение глагола “переть”, в значении “переть (бабу), ев-бати”, то есть, “сеять семя”, быть “сеятелем”, как и Зевс-Севес.

    #2127

    Владимир Коток
    Хранитель

    Чтобы не забыть.

    Россия (или иначе – Русь, Рось, Рассея) – это рассеившийся (расселившийся) народ, который совершил великий исход из северных земель, где проживал до наступления ледника. Но как называлась эта территория? Она называлась “Тырь“, или иначе “Тыра”, с ударением на “ы”. Европейцы до недавнего времени называли ее “тартария” (тырь-тырия). Тем не менее, в латинском языке мы до сих пор порою называем Землю (всю известную территорию) – Terra (Терра). То есть Тырь. А слово “территория” наверняка имеет происхождение от слова “тырь-тыра, тер-тера, тор-тора” (варианты звучания). Отсюда предположительно слово “дерево” означает “тырево”, то есть, то, с чего можно “тырить” плоды. И населяли Тырь люди, которых называли “тыраками”, или иначе говоря, “дураками”, так как изначально у этого слова не было негативной окраски, как не было ее у современных слов “деревеньщина” и “колхозник”. Русь, во времена великого исхода с Тыри, концентрировала на периферии весь свет цивилизации того времени. А те, кто оставался жить в Тыри, про тех говорили, что они живут “в дыре” (в тыре). Чередование глухих и звонких согласных свойственно русскому языку древности. Мужчина – “тырак” (мутировавшее в современное “дурак”), женщина – “тырка” (“дырка” – ну а что, так и есть :-) ), “тырачка” (“дурочка”).

     

    Укр. “трымай”, означает “держи”. Происходить от “тырь имей”. Могли во время “тырения” яблок (например) с дерева, сбрасывать их помощникам и говорить им “тырь имей”, в значении “тырь лови”, то есть именно “держи-лови”.

    Тюрьма – турма – тырма, озачает “тыри нет” (“ма” – это сокращенная форма слова “нема”, т.е. “нет”), то есть место, где нет добычи, дохода, “тыри”.

    Терпеть – тырпеть – тырпети, возможно означает, пережидать отсутствие “тыри” – дохода, добычи. Пока нет “тыри” – поем песни (например зимой, занимаемся “тыр-пением”).

    Друиды, наверняка, уверен, означает “тыроеды”. То есть, каста жрецов (слово “жрец” от слова “жрать”, кстати), которая поедает “натыренное”. Если приглушить согласные, то звучит “труиты”, то есть “трутни” – дармоеды. “Тру-ит” – раскладывается на “тру-тыру” и на “ит”, что означает “еда” (eat, eating, meat – еда, мясо).

    Алатырь, бел-горюч камень, по-современному “алтарь”, место, где приносят в жертву натыренное. Традиция приносить в жертву “тырь” (то есть, как правило еду, но не только, это могут быть и другие блага, как, например, вещи и, даже, живые люди) произошла от древней традиции хоронить усопших соплеменников, оставляя их голову торчащей из земли, чтобы потом ритуально “кормить” ее. После того, как голова от ветхости отваливалась от туловища, на ее место ставили камень и “кормили” потом его. Это и была первая форма алтаря. Богатые родственники усопшего водружали большой камень, а кто победнее – поменьше. На большой камень складывали “тырь” (тар-дар, возможно оттуда произошло слово “дар”), и обложив его хвойными ветками (елью), поджигали. Так потомки “кормили” своего почитаемого предка. В дальнейшем предки становились предметом божественного поклонения со стороны потомков. Так возникло родноверие.

    Псалтырь, возможно – “писал тырь”, то есть, записывал приобретенный “натыренный” опыт. И одно это уже косвенно подтверждает, что письменность в Тыри существовала еще в доледниковый период. Кстати говоря, можно предполагать, что письменность существовала даже в допещерный период, ибо тыраки именно из-за наступления ледника стали прятаться в пещеры, а до того жили в лесах, предположительно строили жилища на больших дубах с целью защиты жилья от хищников. Не забываем, что в конце позднего плейстоцена (непосредственно перед ледниковым периодом) Тырь населяли пещерные львы и медведи, бродили шерстистые носороги и наверняка лес был намного опасней сегодняшней Сибири. Тем более удивительно, что даже в такие давние времена у нас вероятно уже существовала письменность.

    Терновник, тёрен, скорее всего – “тырень”. Кто видел, как густо плодоносит эта дикая слива, тот поймет, что терновый куст – самый настоящий “тырень” и есть :-)

    Пустырь – “пустая тырь”, где нечего тырить.

    Богатырь – “бога тырь”, учитывая, как я уже упоминал выше, что “богами” у тыраков были их предки, то скорее всего “богатырь” – это тырящий бога-предка, то есть достойных потомок своего бога-предка – сильный, умелый и т.д., со всеми лучшими качествами. Лучшие качества предков тоже можно “тырить”.

    Мой соучредитель проекта @redaktor по образованию историк и поведал мне, что раньше некоторые русские слова несли сокровенный смысл при прочтении их наоборот. Как я уже о том упоминал выше на примере слов “жор” и “рожь”. Так вот, Артем предположил, что слово “тор”, как одна из форм звучания слова “тырь”, может иметь связь со словом “рот”. Дескать, “тырь” это в понимании еда, а рот потребляет эту еду. Со своей стороны предположу, что “тор-рот” это вряд ли. “Тарь-рать” звучит интересней. Есть время для тари (тыри), есть время для рати (войны). Расхожее выражение “Перекуем мечи на орала” может иметь оттуда же корни и косвенно подтверждает мою версию развития идеи Артема.

     

    Тропа (тропинка) – тыропа/торопа, буквально путь по “тыре/торе”.

    Торопиться – буквально быстро идти по “тыре/торе”, по тропе (торопе).

    Торба – тороба (торобак-коробок), лубок, сумка, мешок, для “натыренного”. Кстати, сумка по английски звучит, как “баг”, очень близко к “бак” (торо-баг – буквально, сумка для тори/тыри).

    #2194

    Владимир Коток
    Хранитель

    Сибирь, ранее я предполагал, что это раскладывается на “се” и “бер” (это медведь, в значении медвежий край). Но теперь полагаю, что приставку “си” я ошибочно принял за указательное местоимение “се” – “это”. В то время, как “си” – это приставка “со”, в значении “со+бир(ать)”, то есть, местность для сбора (тыри) всяческих припасов. “Север” в этом же значении имелся в виду – как место, где можно “собрать” (натырить) припасы, такие как оленину, рыбу, грибы, пушного зверя, птицу. Всем этим север нашей Родины (тыри) богат до сих пор. А раньше был еще более богат, чем сейчас.

    #2255

    Владимир Коток
    Хранитель

    Бог, в своем исконном значении означал предка, которому поклонялись (см. выше “богатырь”). Я решил проверить, что произойдет, если приглушить согласные в этом слове. Вышло “пох”. Весьма схоже по звучанию со словом “пах”, которое в свою очередь связано с продолжением рода, плодородием (пахать) и раскрывает, что, собственно, может изначально означать слово бог-пох (не оттуда ли слово “пох-вала”?). Бог – это предок, давший начало роду (людскому племени) и которому поклоняются его потомки, выражая таким образом на него свои чаяния на защиту от невзгод и напастей.

    Связь между словами пах-пох-бог – до сих пор сохранилось звучание “о” в слове “пах” в таком словообразовании, как “пошлость” и “похвала” (“пах валять”, в значении “теребить член”, форма половой ласки). Это доказывает, что словоформа “пох” в значении паховой области ранее существовала в нашем языке. Именно эта словоформа мутировала позже в слово “бог”, в значении “предок”, “отец племени”. Современный смыл слова “бог” исковеркан и не верен исконному его значению.

    Люди стремились стать богами, добывая себе славу, которая стала бы основанием для поклонения им потомков. В ходу было совершение “подвигов”, как неких достижений, обязательных для покрытия себя славой героя. Так, например, примечательно, что герои-победители древних олимпийских игр при жизни причислялись к богам.

    Слава, се-лава, се-лаватися – буквально “это любовь, это любиться” (целоваться).

    Герой, это латинизм, произошедший от неправильной фонетизации в латинском языке первой буквы слова – “я” (“ярой” – какой?, им. прил.). Однажды ее записали как “he”  и в дальнейшем уже прочитывали как звук “хе” (подобн. – Ольга-Хельга). Таким образом, “герой”, это “ярой”, или, что точнее и понятней современному русскому языку, слово “ярый” (или, как неправильно его озвучивают сейчас – арий). Право называться “ярым”, то есть “героем” (арием), нужно было заслужить. От того и необходимы были “подвиги”.

    Подвиг, от слова подвизаться. То есть, заявить о намерении совершить некий опасный трудновыполнимый поступок, связанный с каким-либо риском для здоровья (пойти с рогатиной на медведя, “убить дракона” и т.д.). Если совершал то, на что подвизался, то таким образом совершал подвиг. Связь понятий подвиг и подвизаться в современном языке утрачена и подвигом считают спонтанные, случайные и, даже, естественные поступки, связанные с социальной значимостью. Например “подвиг в науке” и т.д.

    Культ предков свойственен всему человечеству. Современное поклонение могилам предков и близких родственников, а также великим заслуженным личностям (своеобразным “героям”, в нашем понимании), это и есть остаток этого культа, который когда-то был основополагающим религиозным фундаментом у наших предков, творившим таким образом своих богов. Возложение на могилу венков, еды (поминальной) и прочего похоронного антуража (ленты и т.д.) – это эквивалент жертвенной дани, приносимой нашими предками на “алатырь, бел-горюч камень” и являются современными отголосками древнего обычая ритуального кормления “мертвой головы“, который существовал у наших предков.

    #2546

    Владимир Коток
    Хранитель

    Небольшое обобщение, реплика

    Киев не “мать” городов русских. Это не точный перевод. “Мати” – перевели как “мать”, а нужно было перевести как “иметь”. “Киев должен быть русским”, вот как на самом деле звучал смысл фразы – Оригинальный текст (ст.-слав.): Въ лѣто 6390 … [и] сѣде Ѡлегъ кнѧжа въ Києвѣ . и реч Ѡлегъ се буди мт҃и градомъ рускими.
    А до того, Киев был хазарским и основной религией там был иудаизм.

    Тут филологом быть не надо. В украинском языке слово “Маты” и сейчас означает одновременно и “мать” и “иметь”. Смысл подставляется из контекста. Вот вам контекст – пришел Вещий Олег в хазарский Киев и говорит “Этот город должен быть русским” (в укр. звучании: [этот город] мае буты руськым” сравните с оригиналом. Кстати и в английском “должен” – “маст”. Чем-то отдалённо напоминает “мать”, связь точно какая-то есть). Что не так? “Мать городов русских” тут вообще с контекстом не вяжется. Хазарский иудейский город “мать” городов русских?? Да, ну что вы в самом деле. И не нужно трясти дипломами, чтобы понять совершенно очевидное – была допущена ошибка перевода, не исключено, что ошибка намеренная, политизированная на свой момент времени.

    Если уж и говорить, откуда пошла Русь античных времен, так из сгоревшего до тла города Словенска, который наши предки отстроили потом заново и назвали Новгородом, каковым именем мы его и сейчас величаем. “Новый город” на месте “старого”, который назывался “Словенск”. А вообще, Русь – собирательное название народа, рассеившегося во время исхода, когда покидал захватываемые ледником земли зауралья, и было это в конце позднего плейстоцена – 50-30 тысячелетий тому назад. Так что, вся белая раса в известном смысле, это русские. И вся Европа была в свое время Русью, пока не была завоевана Римской империей (тоже русским ответвлением, кстати) и не поделена на государства и границы. Исконное же название того народа, который был до наступления ледника – Тырь. От слова “тырить” – собирать, добывать. Это потом мы стали “арыми” (ярыми), как сейчас неправильно фонетизируют это слово “ариями”. Когда наши предки отступили с севера континента к югу, на более плодородные земли, то смогли сами растить хлеб. А до того хлеб и прочий провиант “тырили”, т.е. занимались собирательством. Потому и назывались “Тырь”. А сами себя называли “тыраками” (дураками, в современном звучании).

    Слово “дурак” в негативном смысле стали употреблять, когда стали заниматься земледелием. Вспомните сказку о коньке-горбунке. Два брата занимались хозяйством, а младший был “дурак”, то есть “тырак” – занимавшийся не хозяйством а собирательством. Когда как аграрная деятельность уже давала больше благ, чем собирательство. Потому и “дурак”, что не ведет хозяйство, а грибы да ягоды собирает, рыбку ловит да зверушек стреляет. У нас и сейчас полно “дураков-тыраков”, которых хлебом не корми, дай на рыбалку съездить, или на охоту, или за грибами. Дурак, он, как говорится, и в Африке дурак.

    #2551

    Владимир Коток
    Хранитель

    Терем-теремок, собранную тырь сносили в терем (тырем) и прятали от зверья (крыс, мышей?) в каменную дыру (тыру-туру), в дальнейшем так стали называть каменные башни – тура, а первоначальные конструкции из камня мы можем наблюдать по всему миру, мы их называем “дольмены”. Это и есть “тура”, каменная дыра для хранения тыри. Где-то недалеко возле такой тыры-дыры должен был стоять и тырем-терем.

    #2565

    Владимир Коток
    Хранитель

    Чтобы не забыть:
    Слава, с-лав-а – “се лава” (это любовь, с любовью).
    Целовать-славить, целоваться-славиться. Се ловать – се лавить, се ловатися – се лавитися. По смыслу: “это любить, это любиться” и там и там.
    Явно есть прямая связь.

    #2717

    Владимир, прочитал все три страницы ваших исследований. Ну, вы даете! Вы либо гений, либо… даже не знаю. Я раскрыл для себя целый пласт неизведанного мне прежде знания. Многое, конечно, из ваших изысканий не выдерживает даже малейшей критики. Но есть и весьма ценные открытия. На счет “тыри”, мне кажется, вы попали в самую точку. На счет кормления мертвой головы, не знаю, но выглядит очень похоже на правду. На счет “бог – пох – пах”, это смело и я раньше никогда не встречал такого определения слова “бог”. Однако же, очень-очень похоже на правду. Добавлю от себя еще слово “похабный” в вашу копилочку :good:

    А еще, связь слова “пах” со значением “отец” – это слово “пахан”. Так что “пах” это в самом деле в исконном значении “предок” или “отец племени”. В этом контексте связка “пах” – “пох” – “бог” выглядит более чем уместно. Так что и здесь, Владимир, вы попали, что называется, в самую точечку. И, знаете, что? Раз мы потомки “бога”, причем потомки в прямом физиологическом смысле, ибо у “бога” был “пах” и мы следствие того, что бог им воспользовался самым естественным образом! А сказочка про Адама из глины и Евы из его ребра, это аналог, что “тебя нашли в капусте, а тебя принес аист”. Взрослые люди должны понимать, чем дети делаются. Дети делаются “пахом”, все верно.

Просмотр 10 сообщений - с 21 по 30 (из 48 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.